Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство
неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и
родителей. И, как следствие, у таких детей нередко проявляются
различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно
освоить навык письма.
Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие
задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с
недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие
дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны
нервно-психической сферы.
Какие могут быть трудности в обучении письму?
№ |
Трудности, с которыми сталкиваются ученики |
Причины затруднений |
1 |
Плохая каллиграфия |
Нарушение гигиенических требований
(положение руки, ручки, тетради)
Леворукость
Плохо развиты мелкие мышцы пальцев
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма |
2 |
Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги |
Слабо развит фонематический слух, зрительная память
Нарушение зрительно- моторных координаций |
3 |
Пропуск, замены, перестановки букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию |
Слабое речевое развитие, недостатки
произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая
травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи |
4 |
Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы |
Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память |
5 |
Медленное чтение |
Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие |
6 |
Медленный темп работы |
Медлительны по природе, неготовность к школе, |
7 |
Не запоминают правила, стихи, предложения |
Неготовность к школе, слабое речевое развитие |
8 |
Допускают ошибки на правила: ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные |
Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе |
- Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке -
зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего
пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы
обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание
и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала,
вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
- Учить скороговорки, чистоговорки, чтение слогов с выделением гласных.
- Применять списывание с обязательным проговариванием вслух,
позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля
- читать написанное.
- Медленное чтение преодолевается многократным чтением,
пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений,
небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не
чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический
акт.
Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов:
функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический -
характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном
периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический-
то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к
обучению вообще. Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к
письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он
ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция
нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться устной
речью».
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в
словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»-
«Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не
сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем предмет,
например, арбуз и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок
подбирает слово:
- А - ароматный
- Р - рука
- Б - большой
- У - умница
- З - звук
Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с
ребёнком собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок,
коробку, пакет: «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот
большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит
ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет
окончание.
Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее,
ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно-
оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую
иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик
вниз.
Звонкие - глухие согласные дифферецируются по артикуляции,по
движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса -
коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас,
формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка
запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при
письме.
Набор игровых моментов способствуют положительному эмоциональному
настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя
забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье,
видеть у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
|