Что принято считать плохим почерком?..
- когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять – какую из них имел в виду пишущий
- когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы
- когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;
- когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;
- когда линии
неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим
настолько сильный, что образуются дырки в тетради.
Что бы из перечисленного Вы ни наблюдали в тетради своего ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать причину, которая чаще всего от родителей скрыта.
Нередко бывает так, что заботливые мамы,
а то и педагоги, репетиторы заставляют ребенка переписывать текст
несколько раз. Спрашиваю: «Есть результаты?». Недоуменно пожимают
плечами: «Становится еще хуже, да еще и ошибки добавляются».
Все правильно. Ведь ни одному врачу не
придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной
ногой – мол, побегаете – и нога срастется. Нет, ногу сначала гипсуют,
ждут, когда поврежденные ткани срастутся, ходят с опорой, разминают и
только после этого, наконец, начинают нагружать здоровую ногу.
Также и с почерком. Важно определить причину, провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием.
Где прячутся причины?..
- Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность
ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая
чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами
даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать
карандашами; не могут завязать простой узел. В таких случаях мы
наблюдаем низкий темп письма, разные по размеру буквы, эффект печати –
когда буквы не соединены между собой.
- Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять
на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого
размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается
на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не
сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо
скажется на таком тонком процессе, как письмо.
- Причиной грязи в тетради может стать непонимание ребенком понятий
право и лево, верх и низ. То есть когда нарушено пространственное
восприятие. Здесь можно увидеть зеркальное написание букв. Или когда
буква «и» заменяется буквой «у» – не может ребенок «запомнить», у какой
из этих букв хвостик вниз растет. Такая же путаница с буквами «б» и «д».
Детишки, не подружившиеся с пространственными понятиями, часто не
выдерживают строчку, буковки у них наскакивают одна на другую. Они
игнорируют начало строчки, и легко могут начать писать предложение прямо
с середины. Реально не понимают, что это значит – отступить 4 клеточки
от края, и что это вообще за загадочный «край тетради».
- Пока вы вместе с ребенком не отработаете такие понятия,
как право – лево, сверху – снизу, горизонтально, вертикально, по
диагонали, не закрепите, где центр, где верхний правый угол, требовать
чистоты и отсутствия исправлений, красной строки и ровненьких буковок
бесполезно. Да и не честно!
- Иногда у ребенка нет в головенке прочной связи между зрительным и
двигательным образом буквы. А в результате все то же – неправильно
написанные буквы, исправления, грязь. Вам бы помочь ребеночку: взять,
например, яркий шнурок, да и выложить из него красивую такую буковку на
белом листочке. То-то выйдет загляденье, глядишь, и дитятко заулыбалось.
А что если такую букву манкой вывести на тарелочке. Или вот забава:
сложить разные буквы в мешочек, завязать глазки, да и отгадывать на
ощупь то правой рукой, то левой. Можно и соревнование устроить – кто
скорее отгадает. Отдохнули? Теперь можно весь отгаданный ряд и на
листочке яркой авторучкой прописать. Главное -весело и без раздражения.
- Как-то на диагностике одна очень эмоциональная мама рассказала
«страшную» историю: ребенок назло обводит буквы по несколько раз.
Поверьте мне на слово, вовсе не назло делает это ваш горе-ученик. На
самом деле у таких детишек не развит определенный участок в головном
мозге, который отвечает за переключение. И такое застревание на одной
буковке, словно ребенок забуксовал на месте, говорит о том, что ему
нужна помощь специалиста, но никак не раздражение и крики мамы.
- Почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии, а также
после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний (особенно
легочных, сердечных). И из-за чрезмерных нагрузок!!! Часто родители из
лучших побуждений так загружают ребенка различными дополнительными к
школе занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Разбираете
буквы ребенка с лупой в руке? Тогда это я вас имею ввиду
) Влияет на почерк и отношения внутри семьи. Были в моей практике
случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались
отношения с родителями. Иногда приходит мама с ребенком на консультацию и
так слаженно говорит о заботе, о любви необъятной; и все ему одному –
лучшему и любимому. А потом, на самом первом занятии мы проводим
упражнение «Тоннель». Ребенок проползает сквозь трубу, с другого конца
его ждет мама в буквальном смысле с распростертыми объятиями, а ребенок
мимо мамы бежит к психологу, или норовит обратно в трубу уползти. Тут
все без слов становится понятно. Любить и заботиться можно по-разному. И
это тоже лишний повод нам с вами, уважаемые взрослые, задуматься.
Одним словом, почерк –
своеобразный индикатор состояния и благополучного или не очень развития
ребенка и в физическом и психологическом смыслах.
Кстати, в переходном возрасте почерк
обычно «ломается», особенно у мальчиков. Так что не спешите требовать
от растущего человечка таких же аккуратненьких букв, как в начальных
классах. Это не только бесполезно, но и в некотором смысле вредно. Если
взрослые не отобьют охоты, почерк выровняется вместе с хозяином, как
только у того закончатся перепады, свойственные подросткам.
И что же делать?!
Если
вопрос назрел остро, и почерк ребенка уже не поддается расшифровке,
более того Вы отмечаете обилие ошибок, слитное написание предлогов со
словами, игнорирование знаков препинания, то лучше всего обратиться к
специалисту-нейропсихологу. Вам помогут не только отыскать причину, но и
предложат грамотную коррекционную программу. А главное сохранят ваши
нервы, и не дадут ребенку провести все свое свободное время в
переписывании ненавистных текстов.
Если проблемы лежат на поверхности, и вы
теперь даже можете точно сказать, что мешает вашему ученику выписать
стройный ряд букв, то смело устраивайте соревнование, кто вырежет самую
красивую снежинку, ловчее запустит йо-йо, больше выжмет кистевой
экспандер. А на одной ноге кто дольше выстоит, причем стоим на левой, а
правая – вперед вытянута, руки при этом назад отведены. Получилось? А
ласточкой – слабо?
И еще не факт, что вы выйдете
победителем в игре «Робот». Робот может двигаться, выполняя команды
типа: повернись направо, подними правую руку, сделай два шага вперед,
повернись налево, закрой глаза – впереди темный тоннель, сделай 5 шагов
нога к ноге, левой рукой дотронься до правого уха и тп. Не забудьте
расставить препятствия: ближайший к окну стул будет горой, одеяло на
полу – кислотная река, попробуйте обойти все ловушки и заработать приз в
конце пути.
Наконец, присмотритесь, чем живет ваш
ребенок. Что любит, какую музыку предпочитает? Приглашают ли его в
гости, как давно к нему приходили друзья/подруги? Как давно вы вместе
были на катке, или играли во дворе в мяч?
Напоследок информация для тех, кто любит просто, понятно и конкретно: уважаемые
родители, пожалуйста, не заставляйте своих детей переписывать
упражнения и выводить узоры в прописях, если наблюдаете трудности с
письмом. Это вашему ребенку неприятно, неинтересно и вредно!!! Помогите
ему справиться с причиной, и он непременно порадует вас вполне
приемлемым почерком, который с каждым годом будет становиться все лучше и
лучше.
|