Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 00:23

САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БОЧКАРЕВОЙ АНАСТАСИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
МЕНЮ
Обо мне
Учительская
Родителям
Для вас, ребята!
Форма входа
Наш опрос
Кто зашел на сайт?
Всего ответов: 748
Ваш УМК
По какому УМК Вы работаете?
Всего ответов: 401
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Образование

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Мастер-класс "Прием кластер в технологии критического мышления"
[ Скачать с сервера (31.7 Kb) ] 19.01.2020, 21:18

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.  Мы все с вами разные. Работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.

Я  хочу продемонстрировать один из методических приемов технологии развития критического мышления - кластер, который я использую на своих уроках. Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (около 5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть новой информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что с введением новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

К особенностям критического мышления относят наличие трех этапов:

 

На этапе вызова происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Учащиеся методом мозговой атаки составляют список того, что они знают или думают, что знают. Роль преподавателя – быть проводником, заставляя учащихся размышлять. Целью этого этапа является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме. На этапе вызова формируется мотив к обучению.

- Посмотрим, как строится работа с кластером на этапе вызова (актуализации знаний). Кластер «Яблоко» - ассоциации.

 На этапе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. Учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями.

Этап рефлексии необходим не только для того, чтобы преподаватель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в рефлексии заключается учение, которое долго служит человеку.

С точки зрения традиционного урока, нам совершенно очевидно, что данные этапы не представляют исключительной новизны для учителя. Они всегда присутствуют на уроке, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третий этап есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

Что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

В своей практике я использую прием составление кластера (от англ. cluster -- «скопление», «созвездие», другие названия – гроздь, пучок, блок-схема). Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». В кластере выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

 

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

 

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

 

Чтобы разнообразить работу, можно использовать различные виды кластеров:

1. классический;

2. обратный;

3. бумажный;

4. кластер с нумерацией слов;

5. арт-кластер (с картинками);

6. сюжетный арт-кластер;

7. групповой.

 

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера.

1.При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения.

2.В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.

3.Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.

 

Кластер можно использовать на разных этапах урока

- В начале урока. Дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

- На этапе ознакомления с новым материалом (для более чёткого усвоения и структурирования материала)

-На этапе закрепления материала (помощь для воспроизведения)

-На этапе обобщения, повторения темы.

-В домашнем задании.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его этапах. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом.

Кластер можно использовать на любом уроке при изучении разных тем.

-Например, на уроках литературного чтения при работе с текстом для выделения смысловых единиц.

-На уроках русского языка кластер можно распечатать и пользоваться как памяткой.

-На уроке окружающего мира на основе кластера можно проверить домашнее задание.

-На уроке музыки тоже можно воспользоваться этим методом. Детям предлагается послушать песню, и они должны найти ключевое слово и к нему написать смысловые единицы.

Использование этого приёма ограничено только вашей фантазией! Кластер можно применять и во внеурочной деятельности.

 

- Давайте помечтаем. Представьте, что ваши ученики внезапно стали помнить всю полезную информацию, с которой сталкиваются, с первого раза и навсегда. Здорово! Пришел в школу — послушал урок — запомнил. Прочитал книгу — пересказал!

Оказывается, что около 80% школьных предметов, так или иначе, сводятся к умению выделить главную мысль. Комплексные работы и ВПР в начальной школе также основаны на работе с текстом. Контрольные срезы, проводимые в начальной школе, показывают, что многие ученики не умеют работать с текстовой информацией. С первого дня на каждом уроке мы учим ребят работать с текстом.

Научиться такому важному навыку, как выделение смысловых единиц, можно с помощью графического организатора. Посмотрим, как строится работа с кластером на уроке литературного чтения.

Работа с фокус-группой. Составление кластера к сказке В.Сутеева «Яблоко».

Что дает применение метода кластера на уроках детям?

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Всё это пригодится в жизни.

Моим детям очень нравится составлять эти схемы. Вот такие схемы мы с ребятами составляли на уроках окружающего мира (фотографии).

 

На своем опыте, обучая детей структурировать информацию и анализировать данные, где дети самостоятельно пытаются строить, рисовать и заполнять кластеры, я убедилась, что детский пытливый мозг быстрее и активнее «схватывает» информацию.

Как и любой прием, кластер имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы

- Он позволяет охватить большой объем информации.

- Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно.

- Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

- Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету.

 

 

Минусы

- Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

- Этот прием требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данную методику не обязательно на каждом уроке.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления и в том числе методики составления кластера позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть особенности. А применять её или нет, это уже желание учителя.

Свой мастер-класс я хочу завершить народной мудростью.

«То, что я хочу познать - это яблоня, то, что я познАю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти целая яблоня!»

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Сутеев

«Яблоко»

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко.

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало.

Что такое? Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул...

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Ёж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ёж взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович...

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Анастасия | Теги: мастер-класс
Просмотров: 3361 | Загрузок: 104 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Голосуйте!
Проголосуй за наш сайт
Поиск по сайту
Облако тегов
Рассылка
Интернет-урок
InternetUrok.ru
Проверь слово!
Словари русского языка
www.gramota.ru
Календарь
Осталось...
Подари жизнь
Благотворительность вместо сувениров!
Возрождаем лес
Помогаем восстанавливать леса
Люби живое
Мысли о воспитании
Дети в Интернете
.

Бочкарева А.В. © 2024