Детская каллиграфия
Как
научить своего ребенка красиво писать - одна из задач родителей, которая
часто игнорируется ими за частоколом более важных «школьных бед». А
потому с годами она становится почти невыполнимой. О том, что делать,
чтобы выработать «каллиграфический» почерк у ребенка, расскажет детский психолог Ларисы Арнольдовны Беляевой.
- Почему ребенок пишет «как курица лапой»?
В большинстве случаев это связано с тем, что мелкие мышцы руки слабо
развиты, незакончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев,
ребенок слабо ориентируется на листе бумаги или плохо переносит
статическую нагрузку.
- Нужно ли бороться с ребенком за чистоту письма? Нужно ли вообще формировать красивый почерк?
Бороться нужно не с ребенком, а с проблемой. И начинать подготовку к
письму еще в дошкольном возрасте: заниматься пальчиковой гимнастикой,
играть с мелкими предметами, лепить фигурки из пластилина.
Каллиграфия соответствует правильному эстетическому развитию школьника,
воспитывает в нем аккуратность, трудолюбие, добросовестность и
старательное отношение к выполнению любой работы. Навык письма - это
двигательный навык, и формируется он одновременно с умственным
развитием. Недаром существует выражение «разумные руки».
- А влияет ли «чистое» письмо на формирование характера ребенка?
Безусловно, да. Письмо - это отражение процесса формирования характера
и, одновременно, фактор, влияющий на данный процесс. Когда Ваш ребенок
пишет чисто, красиво и четко, он аккуратен в выполнении и других
заданий, он быстрее находит общий язык со сверстниками. Разборчивый
почерк повышает оценку преподавателя и в результате - самооценку самого
школьника.
- Тогда какие существуют приемы работы над формированием красивого почерка у младших школьников?
Прежде всего, нужно понять, в чем проблема ребенка, который пишет
вкривь и вкось: слабая или наоборот напряженная кисть руки, неправильная
посадка при письме, плохая ориентация на листе бумаги или слабая
координация движений руки и глаз. Поняв причину, легко подобрать
комплекс упражнений для развития правильного письма. Не можете
определить сами, обратитесь за помощью к школьному учителю, логопеду
или детскому психологу.
Однако каждому родителю следует иметь в виду три основных момента.
Во-первых, обратить внимание на позу ребенка за письмом и рисованием.
Во-вторых, научить его правильно держать пишущий инструмент. И,
в-третьих, делать упражнения по координации движений пальцев, кисти,
предплечья и плеча.
И помните, что научить малыша красиво писать гораздо проще, чем исправлять плохой почерк. Хотя учиться никогда не поздно.
Как правильно сидеть при письме:
- сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть наклонить вперед;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно на полу или подставке;
- обе руки на столе, опираются о стол, локти выступают за край стола.
Как правильно держать ручку:
- Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав мизинца;
- Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного пальца составляет примерно 1,5 - 2,5 см;
- Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.
Упражнение 1.
Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала
одной руки, затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке. Упражнение 2.
Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. Упражнение 3.
Ребенок зажимает ручку (или любой другой пишущий
инструмент) средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти
пальцы, следя, чтоб ручка не опускалась ниже большого пальца. Упражнение 4.
На столе лежат 10 карандашей. Одной рукой ребенок
собирает в кулак карандаши, беря их по одному, далее кладет обратно на
стол также по одному. Упражнение 5.
Ребенок зажимает карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и «шагает» по поверхности стола. Упражнение 6.
Ребенок, представив, что в ладошках находится мячик, совершает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны. Упражнение 7.
Ребенок зажимает конец ручки указательным и
средним пальцами правой руки и, переворачивая ручку, вкладывает ее
длинным концом в левую руку, и обратно. При этом нужно контролировать,
чтобы руки ребенка упирались в край стола, локти чуть свешивались, а
ладони были приподняты над поверхностью. Тогда ручка будет вращаться
правильно - в вертикальной плоскости.
|