Помню, несколько лет назад попалась мне интересная
статья о том, что первые осмысленно выбранные дитем игрушки в качестве
любимых (т.е., не те, которые для того, чтобы себя занять, а те, с
которыми спят и делятся переживаниями) – суть отражение самих деток.
Проекция, так сказать. У кого-то это зайцы, у кого-то собаки, у кого-то
мишки... Развивая эту мысль, могу сказать, что, анализируя любимые
игрушки вашего ребенка, вы можете лучше понять сами и обсудить с ним
сильные и слабые стороны их любимца. К примеру, ребенок, выбирающий
собаку, – добрый, смелый, открытый, дружелюбный. Но и поверхностный,
напористый, чересчур подвижный, легко всем доверяет и легко попадает под
влияние. Ребенок, предпочитающий зайчика, – послушный, спокойный, но робкий, боязливый, и очень привязан к родителям. Ребенок,
предпочитающий мишку, – по аналогии с этим животным, сильный, крепкий
(хотя бы духом), но упрямый и может не всегда контролировать свои
отрицательные эмоции. Ребенок, обожающий котика, – ласковый,
смышленый, веселый, но в то же время самостоятельный, независимый и
«себе на уме», трудно поддается давлению взрослых, делая в конечном
итоге все по-своему. Ребенок, выбирающий кукол, а не зверушек – в 99 %
случаев это девочка – домашняя, концентрируется на проблемах отношений,
вдумчивая, очень женственная, но зависимая от чужих мнений и легко
ранимая. Почему происходит такое проецирование в возрасте 2-4 лет?
Скорее всего, на основе представлений о животных и сказочных персонажах,
полученных из рассказов взрослых. Ребенок сам себе выбирает товарища,
близкого по духу. Но совсем в малышовом возрасте, т.е. лет до 2, такой
выбор может быть навязанным родителями, которые в силу собственных
склонностей покупают дитю 16 мишек, не особенно задумываясь, что это
значит. Что же касается игрушек детей старшего дошкольного возраста –
то есть от 4-5 лет, то здесь ощущается четкое половое разделение
предметов: девочкам – куклы и кастрюльки, мальчикам – солдатики и
пистолетики. Однако так ли уж все однозначно, и так ли уж все равно, чем
именно будут играть дети в рамках вышеприведенных тенденций? Долгое
время я наивно думала, что пистолеты с детства – прямой путь в киллеры.
Однако такого рода максимализм быстро прошел – жизнь внесла свои
коррективы: поскольку у меня мальчик, который (это неизбежно!) общается с
себе подобными, то без пистолетов – никак. Да, мы не покупаем пистолеты
с пульками, и вообще пистолеты у нас начались только лет с 5, не
раньше, а до этого возраста их и в доме не было – не потому, что запрет,
а не хотелось ему. Но теперь проснулась тяга к «военным» игрищам во
дворе – друзья играют, ему тоже интересно. Тупо запрещать – нереально и
неумно. Поэтому приходится мальчишечью активность перенаправлять:
чем поливать друг друга из водяных пистолетов или пульками пуляться с
риском выбить глаз – пусть по мишеням стреляют. Мишени можно либо
рисовать детям, либо выбрать доступные из первых попавшихся предметов
вокруг, руководствуясь принципом «не навреди»: главное, такую мишень
выбрать, чтоб был интерес – в машину попасть может любой дурак, она
большая, (да и хозяин будет против), а в сучок на дереве – надо
тренироваться. Желательно заключить железный договор – не стрелять в
живых, включая муравьев. Детям ведь, в принципе, все равно, куда целить –
так что друг в дружку или по окрестным котам они пуляют только тогда,
когда взрослым вокруг тоже все равно. Что же касается компьютерных
игр, то во всех знакомых мне семьях, где дети играют в стрелялки, они
делают это именно с подачи взрослых – научили их либо папа, либо старшие
братья, и играют часто всей семьей. Если родители действительно против
подобных игр и умеют аргументировано донести свою позицию – игры не
приживаются в доме, даже если «все вокруг играют». Играть же в
войнушку «в реале» – это нормально. Это – ролевая игра, развивающая
тактику, навыки взаимодействия и определенную здоровую дозу
агрессивности: ведь если ребенка растить в атмосфере фанатичного
пацифизма и полного непротивления злу насилием, ребенок может получить
весьма серьезные трудности социализации в детском коллективе. Вообще
насчет оружия мой подход таков: нельзя развивать агрессию
целенаправленно. Если в ребенке агрессивная компонента присутствует,
притом неслабо так присутствует, то поощрять этот аспект, развивать эту
грань до беспредела неосмотрительно. Он и так будет бойцом, он и так не
даст себя в обиду. И если мы видим, что задатки будь здоров, нельзя это
педалировать – можно получить Тайсона в итоге, простите за аналогию. То
есть, если ребенок довольно агрессивен, неразумно со стороны родителей
выглядит покупка несметного количества оружия и допуск к агрессивным
компьютерным играм. Но если психика стабильна – можно и поиграть, если
недолго. Дети-то разные, вот и эффект от одних и тех же игр разный. Если
у ребенка масса других интересов, помимо войнушки – ну, поиграет он в
нее, и переключится на другую игру. Но если на войнушке «заклинило» –
зачем же это поощрять? Лучше поискать вместе с ним другие интересы, а
не покупать любимому дитяте 257-ю по счету базуку. Я видела нескольких
таких детей – у них, кроме военизированных игрушек, других и нет.
Интересно, что сами же родители и не покупают ничего, кроме оружия: «Ну,
ему же все равно одни пистолеты подавай». А другое – они и не
пробовали… По поводу же девичьих игр, то и здесь существует засада,
подстерегающая родителей малышек: это куклы Барби и иже с ними. Эта
многочисленная армия аналогов, принцип которых один и тот же: купить
побольше и одеть понарядней. Опасность этих куколок в том, что девочки
подсаживаются на модель «купи мне то, купи мне это и еще пятое, десятое и
так дальше без конца». И потом переносят эту же модель во взрослую
жизнь – «нет счастья без 100 нарядов» – на радость мужьям! Кроме
того, стоит еще задуматься и о не совсем корректном восприятии себя,
которое формируется у девочки под влиянием увлечения Барби – речь идет о
«навязанных стандартах красоты». Здорово, если девочке от рождения дана
модельная внешность, а если нет? И если, не дай бог, в подростковом
возрасте ее разнесет под воздействием гормонов и/или наследственности,
Вы замаетесь ей объяснять, что через пару лет она из гадкого утенка
превратится в лебедя. И если фигурка не будет идеально тонкой, звонкой и
прозрачной – это же будет трагедия: канон красоты-то уже давно и прочно
сформировался. Конечно, все не так фатально. Все дело в дозе, я
думаю: от 2-3 Барби вреда не будет, наоборот – когда у всех есть, а у
нее – нет, ребенку обидно. Но если девчонка ничем другим не играет и
требует новых покупок для Барби еженедельно – задумайтесь: то ли еще
будет впереди. То, во что ребенок играет, показывает, что он
чувствует и думает. Поэтому, дорогие родители, выбирая игрушки вашим
детям, постарайтесь уподобиться шахматистам и увидеть общую картинку
хотя бы на ход вперед.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19894/ |