Игры, тесты и упражнения для будущих первоклассников
ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение на развитие произвольного внимания Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в
ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка
предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция
произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным
карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок
переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок
справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно
усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди
предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы -
часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту
игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные
задания.
Игра на развитие памяти В эту игру можно
играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый
начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок
повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок
яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет
что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно
подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как
это можно использовать?" Предложите ребенку игру -
найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета.
Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его
можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку,
градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического
мышления Покажите ребенку картинку, на которой
изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть
картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша
объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание
отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8
нелепиц.
Тест для будущих первоклассников: -
назови свою фамилию, имя, отчество; - сколько тебе лет? А сколько
будет через год? А через два? - как зовут твоих родителей? -
утром ты завтракаешь, а днем...? - сравни самолет и птицу. Что у них
общего, чем отличаются? - футбол, гимнастика, теннис, плавание -
это...? - что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? -
нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? - сравни
квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще
геометрические фигуры ты знаешь? - в какой стране ты живешь? Какой
твой адрес? - береза, дуб, осина - это...? - каких домашних,
диких животных ты знаешь? Почему их так называют? - у коровы -
теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? - почему раньше, чем
пройдет поезд, опускается шлагбаум? - огурец, помидор, морковь,
свекла - это ...?
ВНИМАНИЕ!
Посмотрите, с какой группой
вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой
стороне словарного мышления особое внимание.
Тест, с помощью которого можно
определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает 1.
Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики,
чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения,
рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2.
Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с
переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3.
Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и
четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты
бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно
вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты
хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь,
- в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас
заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой
учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две
школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из
них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще
совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском
саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким
предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с
учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой.
Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с
таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что
тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте
ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за
неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно
смело сказать, что он внутренне готов к школе.
Хорошо бы
понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по
правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Если
результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к
специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который
ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и
других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных
центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут
квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к
школе.
Тест Керна-Йирасека
Очень часто именно этот тест
используют для дошкольников, которые собираются стать первоклассниками. Он
состоит из трех заданий: - нарисовать фигуру человека; -
скопировать небольшую фразу; - скопировать 10 точек, расположенных
одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. Подготовьте
чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них
черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп",
вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй
карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по
вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении
первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе)
какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много
дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь".
Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.