Почти всегда родители первоклашек уверены: их сын или дочь будут
хорошо учиться. Читать-считать умеют, по-английски разговаривают, да и
вообще, «в нашем роду троечников не было!».
Хорошо если все так и есть, но часто бывает и обратная ситуация:
ребенок мало что запоминает с урока, ошибается в элементарных вещах,
ленив, невнимателен и неусидчив. Родительское разочарование и амбиции
порой вынуждают на крайние меры: нотации, наказания, многочасовые
подготовки к урокам и наём репетиторов. В итоге ребенок надолго получает
стойкое отвращение к любой учебе, да и климат в доме существенно
портится. Как видите, нет смысла по многу часов делать уроки, ругать и
стыдить малыша. Тем более, что семейные вечера можно проводить намного
приятней и с гораздо большей пользой для ребенка.
Главные составляющие успешной учебы (они же познавательные
психические процессы):
- внимательность (развивать способность удерживать произвольное
внимание на предмете)
- память (развивать долговременную память, учить приемам
мнемотехники)
- мышление, логика (развивать способность рассуждать и приходить к
самостоятельному выводу)
- мелкая моторика (есть определенная взаимосвязь: чем лучше развиты
пальцы, тем лучше развита речь)
Внимательность.
Для развития внимания отлично подойдут игры «найди 10 отличий на
картинках», «черное и белое не брать, да и нет не говорить»,
«съедобное-несъедобное», «крестики-нолики», игры в карты (например,
«Uno»), лото, домино и другие игры, в которых требуется быстрая реакция,
умение подмечать детали или просчет действий противника.
Память.
Классическая забава для проверки зрительной памяти: просмотр в
течение нескольких секунд ряда мелких предметов, которые затем
накрываются платком и ребенок перечисляет все, что запомнил. Или же
вариация этой игры - «как было и как стало» (предметы меняются местами,
можно что-то убрать и попросить вспомнить и т.д.). Отличное занятие для
всей семьи - игра «в города», и ее варианты (назови на букву, например,
«М» 5 имен, 5 продуктов, 5 предметов одежды, 5 зверей, 5 городов),
детский Scrabble или «Эрудит». Для развития двигательной памяти идеально
подходят танцы и игра «Делай как я» - ведущий показывает движения,
постепенно усложняя их, остальным нужно правильно повторить. Кроме того,
прочитав ребенку перед сном книгу, на следующий день обсудите ее,
попросите пересказать сюжет. Разучивайте вместе веселые стишки и песни.
Мышление.
Для развития мышления и логики отлично подходят разнообразные
головоломки, ребусы, шарады, загадки. Так же научите ребенка игре в
шашки, шахматы или нарды, «морской бой». Замечательная игра, в которой
сможет поучаствовать вся семья – «Где живет, чем питается?» -один из
игроков загадывает любой предмет или животное, остальные участники по
очереди задают наводящие вопросы, на которые тот отвечает. Побеждает
тот, кто узнает загаданное первым. Затем игру можно усложнить:
загадавший отвечает на все вопросы только «Да» или «Нет».
Мелкая моторика.
Бисероплетение, вышивание, лепка, раскрашивание, игры с песком –
прекрасные занятия для развития детских пальцев. Не прогоняйте ребенка,
когда он хочет помочь вам «ляпать» тесто! Устройте семейный конкурс: кто
быстрее вырежет из бумаги 10 кружочков, треугольников, звездочек и т.д.
Научите выстригать из бумаги снежинки или салфетки. Купите хорошее
пособие по оригами и сделайте игрушки на елку или целый бумажный флот.
Если же вам кажется, что причины слабой учебы вовсе не в
неподготовленности вашего первоклашки, предложите поиграть в школу.
Причем самого ребенка назначьте учителем, а сами, вместе с куклами и
плюшевыми мишками, побудьте учениками. Возможно, поведение «учителя»
натолкнет вас на какие-то мысли.
Еще одной причиной неуспевания в начальной школе может стать обычная
усталость ребенка. Старайтесь не нагружать его: занятия в школе, 1
кружок (например, по лепке или рисованию или иностранному языку) и 1
спортивная секция (или бассейн, танцы и т.д.) в неделю - это максимум
для 6-8 лет, считают психологи.
Кроме того, постарайтесь, чтобы ваш школьник как можно больше гулял и
получал положительные эмоции.
|